Четверг, 22.08.2019, 07:51
Приветствую Вас Гость | RSS
                                 МБОУ "Алексеевская сош"Вышестоящий орган: Комитет по образованию Администации Кормиловского муниципального района
                                                                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района                                                                                                                                                               "Алексеевская средняя общеобразовательная школа"
646992 Омская область, Кормиловский район, с.Алексеевка, ул. 25-Партсъезда1а.
Телефон:8(38170)34-3-64 
E-mail: moualekceevka@mail.ru

           
 

Меню сайта
Форма входа

Адаптация учащихся 5 классов

Анализ адаптации учащихся 5-х классов

и работы классных руководителей и учителей, преподающих в них

  Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­ м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

С целью выявления школьной мотивации учащихся в начале октября был проведен тест «Мотивация учения и адаптация пятиклассников». Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты, которая определяет пять уровней школьной адаптации: высокий уровень (25-30 баллов), средний (20-24 баллов), внешняя мотивация (15-19 баллов), низкая школьная мотивация (10-14 баллов), дезадаптация (ниже 9 баллов).

По результатам исследования определено:

 

Уровень

5

Высокий уровень

2 – 22 %

Средний уровень

– 3  - 33 %

Внешняя мотивация

  2  – 22%

Низкий уровень

 2 – 22 %

Дезадаптация 

 

 

Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют  2  человека (22 % от числа всех опрошенных). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у  3  учащихся (33 %). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации (2 человека что составляет 22 %), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация была выявлена у  2 ученика ( 22% пятиклассников). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых, они составляют "группу риска". Эти дети испытывают трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

·         Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

·         Уверенность в себе;

·         Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

·         Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

·         Потребность и возможность в самовыражении,

·         Принятие и одобрение значимыми людьми;

·         Актуализация творческой позиции;

·         Осознание значимости происходящего для себя и других;

·         Потребность в социальном признании;

·         Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

·         Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Негативное отношение к школе может быть связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, а это значит, что необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. Отсюда мы рекомендуем  Ерохиной Татьяне Павловне, классному руководителю 5 класса, провести анкетирование детей с целью выявления  уровня школьной тревожности,  умственного развития учащихся, их самооценки.

Негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

«Даже самый незначительный, скромный объем знаний становится для учеников непосильным, если беден, узок фон интеллектуальной жизни, на котором проходит учение», - сказал Д.А. Сухомлинский. Для того чтобы выявить фон интеллектуальной жизни наших пятиклассников администрацией школы также были проведены следующие мероприятия: проверка дневников учащихся, контрольные работы по русскому языку, математике, проверка техники чтения, посещение уроков. 

Проверка дневников учащихся  проводилась с целью выявления соответствия оформления дневников учащимися с установленными требованиями, своевременности выставления текущих оценок классными руководителями и учителями-предметниками.

Данная проверка показала, что еженедельная проверка и выставление текущих оценок  регулярно проводится Татьяной Павловной Ерохиной. Список преподавателей полностью заполнен, при этом учителем проверены и исправлены ошибки в написании ФИО учителей и названиях предметов. Росписи классных руководителей  есть во всех дневниках, большинство родителей также еженедельно ставят свои росписи. Важно отметить, что многие учителя-предметники не ставят свои росписи в дневниках учащихся, а значит, при подведении итогов урока не оглашают оценки, полученные детьми в ходе занятия.

Рекомендации:

1. Ознакомиться более внимательно с Инструкцией ведения и проверки дневников учащихся.

2.. Классным руководителям, учителям-предметникам своевременно выставлять в дневник оценки, полученные на уроке.

 

Уровень сформированности зун по основным предметам продемонстрировали контрольные срезы:

 

Класс

По списку

Писало

Дата проведения

% качества

% успеваемости

СОУ

Учитель

5

русский язык

9

9

12. 10

67

91

 

Козлова Л.В

5 математика

9

9

28.10

67

100

 

Тимофеева М.С

 

Качество знаний по всем предметам неплохое, кроме математики в  5А классе, где качество составило 18%. Стопроцентную успеваемость показали результаты срезов по русскому языку и математике в 5Б классе, в остальных двух классах этот показатель колеблется от 80 до 87%.

 

Также была проведена техника чтения

 

Дата

класс

Всего уч-ся

Проверено

Читают 100 и более слов в минуту

Читают менее 100  слов в минуту

Очень низкий уровень: 70 и менее слов в минуту

ФИО учителя

14.11.

5

9

9

4

3

2

 Козлова Л.В.

Результаты показали  средний уровень чтения, поскольку из 9  учащихся низким уровнем владеют 2  ученика

Важно помнить, что период адаптации  длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д. В связи с этим важно организовывать учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Также  администрацией школы были посещены уроки русского языка и литературы и других учебных предметов. Посещение уроков в пятых классах позволило сделать следующие выводы. Все учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей. Отмечаем, что в практике учителей-предметников преобладают традиционные уроки, объяснительно-иллюстративный  и репродуктивный методы работы, а также метод самостоятельной работы. Основные формы работы на уроке – фронтальный опрос, беседа.

Учителя на уроках используют наглядность, в том числе ТСО.  Не всеми учителями комментируются оценки, полученные детьми на уроках, домашнее задание дается с пояснением. Вместе с тем, отмечаем отсутствие индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися, работы со слабыми учащимися практически у всех названных учителей, кроме Козловой Л.В., которая  в обучении использует дифференцированный подход, уроки строит с учетом индивидуальных способностей учащихся класса. Задания ею даются с творческим подходом, с использованием различных методов и приемов работы с детьми (работа с учебником, составление таблицы, орфографический поединок и т.д.). Также отмечаем, что в целом уроки академичны, отсутствуют элементы состязательности, игры. На уроке преобладает речь учителя, ответы друг друга учащиеся не слышат. Необходимо отметить, что на  многих уроках не соблюдается принцип здоровье сбережения: отсутствует физ. минутка.

Рекомендации:

1. Всем учителям, работающим в пятых классах, осуществлять поурочное планирование с учетом возрастных особенностей детей. Помнить, что по своим психологическим и физиологическим особенностям они относятся к учащимся младшего школьного возраста и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра.

2. Осуществлять дифференцированный подход в работе с пятиклассниками. Разумно сочетать разнообразные варианты, формы и методы работы, как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими.

3. Продумать использование ТСО, с тем, чтобы разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, сделать ее более интересной.

4. Выставлять оценки своевременно, предварительно комментируя их. Не забывать об оценке как факторе, стимулирующем ученика. Для пятиклассников этот фактор особенно значим!

5. Проводить физ. минутки.

       Зам директора по УВР:                      М.В. Адамова
Поиск по сайту
Время жизни сайта
Опрос
Что сегодня мешает учителю работать эффективно и качественно
Всего ответов: 148
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Праздники дня
Печать страницы

Copyright MyCorp © 2019