Четверг, 22.08.2019, 08:52
Приветствую Вас Гость | RSS
                                 МБОУ "Алексеевская сош"Вышестоящий орган: Комитет по образованию Администации Кормиловского муниципального района
                                                                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кормиловского муниципального района                                                                                                                                                               "Алексеевская средняя общеобразовательная школа"
646992 Омская область, Кормиловский район, с.Алексеевка, ул. 25-Партсъезда1а.
Телефон:8(38170)34-3-64 
E-mail: moualekceevka@mail.ru

           
 

Меню сайта
Форма входа

Положение о педагогическом совете

Педагогический совет - коллегиальный орган управления в ОУ.

 Педагогический Совет, его функции и деятельность определяются специальным Положением. Совет как профессиональный и коллегиальный орган, на который возложено рассмотрение и принятие решений по наиболее значимым, стержневым вопросам образовательного процесса и его результативности, создается во всех учебных заведениях.

В вузах - Ученые Советы, в общеобразовательных учреждениях, в средних специальных учебных заведениях - педагогические Советы.

В составе педагогического Совета - педагоги ОУ, врач, медсестра, школьные психологи, библиотекарь (как социальный педагог), председатель родительского комитета и Совета школы как представители народной педагогики.

 В новом типовом Положении об общеобразовательном учреждении говорится:

Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Совет общеобразовательного учреждения, Попечительский Совет, общее собрание, Педагогический Совет.

Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и, их компетенция определяются уставом общеобразовательного учреждения".

 Функции педагогического Совета должны быть скоординированы с компетенциями и функциями других органов самоуправления и определены Уставом общеобразовательного учреждения, положением о педагогическом Совете образовательного учреждения.

Педагогический Совет школы

- участвует в разработке, обсуждении и принятии Устава школы, концепции и программ ее развития, различных нововведений, в организации и контроле их реализации;

      - формирует цели и задачи развития школьного коллектива;

- определяет школьный компонент содержания образования;

- осуществляется выбор учебных планов и программ, форм и методов организации учебно - воспитательного процесса;

- определяет направления опытно - экспериментальной работы педагогического коллектива;

- утверждает организационную структуру управления образовательной системой школы, состав методического совета школы, аттестационной комиссии;

- устанавливает связи педагогического коллектива с научно - педагогическими учреждениями."

Работа педагогического Совета строится на системе таких принципов, как:

-  принцип плановости. Вопросы, проблемы для обсуждения на педсовете предусматриваются годовым и перспективным планами, являясь органичной составной частью плана работы ОУ. Тематика педсовета отражает приоритетные направления деятельности и связана с целями функционирования и развития ОУ.

- принцип научности. Инормативность, обсуждение вопросов и принимаемые решения опираются

- на научные достижения педагогики, психологии, управления, других отраслей науки;

- передовой (инновационный) педагогический опыт;

            - действующие директивные и нормативные документы, Закон "Об образовании РФ".

-  принцип коллегиальности. В подготовке педсоветов участвуют все члены педагогического Совета, а решения принимаются через обсуждение на Совете и открытое голосование простым большинством "за". Решение педсовета обязательно для выполнения всеми участниками педпроцесса образовательного учреждения.

- принцип целенаправленности. При подготовке и проведении  педсовета --четко определяется его цель, определяется она также и перед всеми основными действиями в процессе подготовки Совета.

Ясность поставленной цели позволяет:

- подготовить адекватную программу способов сбора информации; 

- отобрать рабочие критерии оценки состояния и результатов;

- на основе полученной системы информации осуществить проблемный анализ и выявить позитивные моменты, выйти на причины имеющихся проблем, недостатков;

- принять наиболее оптимальное решение или целую программу мер, действий.

Принцип эффективности и действенности. Рассмотрение вопросов (проблем) на педсовете и выполнение принимаемых решений предполагает активное влияние на улучшение качества образования: качество образовательного процесса, условий его протекания, (прежде всего профессионального роста педкадров), промежуточных и итоговых результатов в воспитании, обучении и развитии школьников.

Ряд ученых справедливо, на наш взгляд, выделяют 2 стороны в деятельности педсовета:

- производственно - деловую (точнее было бы назвать организационно - педагогическую деятельность) и

- научно - педагогическую (М.Л. Портнов).

Мы считаем, что по функциональной направленности целесообразно выделить 3 основных вида педагогических советов:

Организационно - педагогические, проблемно- тематические и итоговые.

I.       Организационно - педагогические Советы рассматривают многие вопросы организационно - содержательного значения, в соответствии с Положением о педсовете. Это: принятие индивидуального учебного плана ОУ, допуск учащихся к экзаменам, перевод учащихся из класса в класс, выпуск обучающихся, освоивших Госстандарт  образования, соответствующий лицензии данного учреждения; режим работы школы и мн. др.

К сожалению, в практике еще  наблюдается формальный подход к обсуждению этих вопросов, к примеру, при  переводе учащихся в следующий класс. А ведь фактически при этом решается судьба каждого школьника, особенно выпускника.

* Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства РФ. 19.03.2001г. № 196

   Неслучайно на педсовете в принятии решения участвуют  и те педагоги, которые учили их в первом и втором звеньях школы. Мнение всех и каждого члена Совета весьма значимо в оценке достижений отдельного школьника. Оно должно быть в наибольшей степени объективным, наполнено заботой об ученике, верой в него как в личность.

 В условиях кардинальных изменений в оценке достижений ОУ новой оценочной политики процесса и результата деятельности, предметом пристального внимания членов педсовета становятся достижения личности   школьника  в целом, а не только ее успеваемость.

Педсовет действительно становится органом "коллективного думанья", коллективной и индивидуальной ответственности за качество результатов труда.

Наиболее проблематичным для школы являются итоговые и тематические педсоветы.

Главными целями итогового педсовета являются:

- дать оценку качества выполнения тех задач, которые были поставлены педколлективом школы на прошедший учебный год;

- выявить основные факторы (причины), обеспечившие имеющиеся в ОУ успехи;

- вскрыть недоработки, проявившиеся слабые места в образовательном процессе;

- Определить задачи школы ,  на предстоящий учебный год, реализация которых позволит закрепить успехи и выйти на новое качество образования.

Практически к итоговому педсовету готовятся все участники педпроцесса, поскольку идет анализ, рефлексия процессов и результатов "снизу до верху", самоанализ и взаимоанализ учащихся, их объединений, педагогов и их объединений (МО, методсовета, кафедр, творческих групп, деятельности администрации школы, родительского комитета, (совета школы).

В центре внимания - результативность. На основе анализа количественных и качественных данных (банка внутришкольной информации), их сравнений и сопоставлений, анализа причинно - следственных связей выявляется то, в чем есть продвижение, улучшение у школьников всех 3 ступеней образования: в успешности обучения, в  развитии разносторонних творческих возможностей; в сформированности у них нравственных качеств, ценностных ориентаций, в укреплении здоровья и здорового образа жизни, в самоопределении. Анализируются и качество условий образовательного процесса ( профмастерство педагогов, его развитие, укрепление учебно - материальной базы), качество управления учебно-воспитательным процессом

Итоговый педсовет может проводиться в 2 этапа: первый - в конце текущего учебного года, когда дается анализ образовательного процесса за учебный год по школе, его результаты, а на втором, - в августе, когда  уточняются задачи и дела школы на предстоящий новый учебный год, принимается годовой план работы школы.

Тематические (проблемные) педагогические советы . Главным в содержании этих советов является рассмотрение педагогических проблем, связанных с целями и задачами развития школы, повышением качества образования, нововведениям и в образовательный процесс, организацией опытно- экспериментальной работы и прочее. На таких педагогических советах вырабатывается педагогическая стратегия и тактика коллектива, обеспечивающие развитие школы как системы, создающие условия для всестороннего развития личности каждого ученика и повышения качества образования. В течение учебного года проходит 2-3 тематических педагогических советов. Несомненно, темы таких педсоветов не могут быть случайными. Они вытекают из поставленной перспективой цели, задач школы, приоритетных направлений ее  развития, проблемы, над которой работает школа.

Вообще тематика педсоветов должна отвечать определенным требованиям, таким как:

- актуальность, значимость ее для конкретной школы;

- востребованность, т.е. затрагивать интересы всех или большинства членов Совета;

           - возможность рассматривать проблемы школы как педагогической системы и на этой основе определять конкретные действия всех участников педпроцесса на перспективу.

Тема каждого педсовета выступает логическим продолжением ранее обсуждаемых проблем и принимаемых решений.

Вопросы тематических педсоветов определяются на перспективу. Они могут быть предложены, подсказаны любым членом педсовета, рекомендованы инициативной группой при подготовке плана работы школы. В итоге тематического педсовета, как правило, принимается развернутая программа мер по коррекции, развитию образовательного процесса, улучшению качества его результатов.

 Развитие деятельности педагогического Совета ОУ за последние годы осуществляются в нескольких направлениях. Это:

- внедрение перспективного планирования тематических педсоветов, выработка их системы;

- повышение роли педсовета в развитии профессиональной компетентности педагогов, через углубленное изучение теории, нормативных и директивных документов по обсуждаемому вопросу, применение исследовательского подхода в самоанализе и самооценке своей деятельности, ее результатов;

- демократизация управления на всех этапах подготовки и проведения педсовета (вплоть до избрания председателя самого заседания Совета);

- включение в подготовку педсовета каждого его члена, используя в этих целях разнообразные приемы стимулирования и нетрадиционные формы проведения.

      Поиски улучшения деятельности педсовета, на наш взгляд, были направлены на то, чтобы педсовет воочию стал мозговым  профессиональным центром, неформально исполнял бы роль коллективного органа управления. Обсуждение и принимаемые решения были бы направлены на развитие ОУ, повышение качества образования в нем.

К сожалению, в практике ОУ остается целый ряд факторов, снижающих в определенной степени эффективность и действенность педсоветов, препятствующих их развитие.

Назовем имеющиеся негативные моменты, выделив содержательно - деятельностные и организационные.

Прежде всего поверхностное, а подчас формальное изучение теории по той проблеме, обсуждение которой выносится на проблемно - тематический педсовет. С имеющейся научной литературой знакомится лишь часть педагогов и то, нередко, с отдельными источниками. Нет глубинного изучения теоретических основ, имеющегося передового опыта, на базе которых бы анализировалась, сопоставлялась и осмысливалась собственная практика. В ряде случаев ознакомление с теорией происходит только на педсовете в течение 10 - 15 минут. Бесспорно, этого крайне недостаточно.  При подготовке к педсовету, несмотря на использование отдельных поисковых методов, (таких как  наблюдение, анкетирование, изучение документации и др.), не создается системы информации об изучаемом вопросе. Полученные же данные анализируются поверхностно, без выделения главного, ключевого. Наблюдается и неумение педагогов и руководителей школы осуществить синтез данных и отсюда выводы и оценка о своей практике, которые даются на педсовете, далеко не отражают реального положения дел в ОУ, принимаемые же решения педсовета становятся не адекватными требуемыми.

Проблемы и причины негативных явлений, низких результатов остаются по- настоящему не раскрытыми.

Имеет место увлечение формой, в т.ч. игровыми моментами, в ущерб содержанию  и углубленности его рассмотрения.

Случайность выбора тем педсовета, , которые не будят творческой мысли, не вызывают потребности деловой дискуссии. Излишняя широта (или наоборот) узость темы педсовета. Об этом убедительно писал еще В. А . Сухомлинский и С. Е. Хозе, предостерегая молодых, начинающих директоров школ. Нет системы в рассмотрении вопросов, они порой стандартные или случайные и не согласуются с задачами школы, ее концепцией и программой развития.

На педсоветах обсуждаются в основном проблемы знаний учащихся, и весьма редко - проблемы воспитания личности учащегося.

Формальные решения педсовета, часто декларативные и  безадресные (без сроков и исполнителей). Они не дают возможности творчески претворять их в жизнь образовательного учреждения.

И, наконец, имеет место слабость организационных моментов:

- пассивность в работе педсоветов его членов;

- на педсовете одни те же выступающие, редки дискуссионные ситуации. Используются лишь такая форма как доклад, содокладчики;

     - на педсовет выносятся 3 и даже 4  вопроса, требующие каждый из них основательного рассмотрения, т.е. нарушается принцип разумного минимума;

- руководители школ редко используют различные способы стимулирования педагогов, др. членов педсовета за активное и творческое участие в подготовке семинаров по теме педсовета, материалов к педсовету, деловые, конструктивные предложения для решения педсовета и т.п.;

- слабо контролируются и изучается выполнение принимаемых решений;

- небрежность ведения протокола педсоветов, нарушение нормативных требований к этой документации.

Вышеназванные недостатки, по - существу лишают педагогический совет возможности выполнять свои управленческие функции и оказывать какое -либо заметное влияние на положение дел в школе.

            В деятельности педагогического Совета выделяют несколько последовательно осуществляемых этапов. Поскольку эффективность педагогического совета во многом определяется качеством деятельности членов Совета на каждом из этих этапов, то раскроем кратко основную их суть. Итак,

I.       ЭТАП - планирование. (Повторим ранее вышесказанное).

Все виды педсоветов, их вопросы планируются на предстоящий учебный год, а тематические хотя бы на ближние 2 - 3 года или более отдаленную перспективу. Определяется цель проведения, сроки, ответственные . Целесообразно, чтобы за каждый из вопросов отвечал один из руководителей школы. Хорошо продуманный план педсоветов, принятый и осознанный педколлективом становится мотивом активной деятельности, позволяет более плодотворно осуществить и последующие этапы. Тематика педсоветов учитывается при планировании проблемно - теоретических семинаров и практикумов, проводимых с педагогами непосредственно в школе.

II.    ЭТАП. Организационно - подготовительная работа. (К конкретному педсовету).Она захватывает 1,5 - 2 месяца, а иногда и более.

2.1 Уточняется состав инициативной группы. Ею совместно с руководителями школы разрабатывается целевой план - программа подготовки педсовета: что будет сделано при подготовке; с какой целью; когда; кем ?  В составе основных дел плана  - программы:

2.2 Организация деятельности педколлектива по выполнению этого плана программы. Организация  теоретической учебы за 1,5 - 2 месяца до педсовета (проведение семинаров, семинара - практикумов по проблеме педсовета, подготовка списка литературы, выставки научно - методических источников в помощь педагогам для самостоятельного изучения; "круглые столы", просмотр видеоматериалов из опыта работы и т.п.). Изучение теории позволяет педколлективу выработать единое толкование понятий, освоить имеющиеся научные достижения и рекомендации.

 Подготовка материалов для изучения в школе состояния дел по обсуждаемому вопросу: проведение диагностики, микроисследований,  опытно - исследовательской работы (или изучение ее результатов, имеющегося в школе передового опыта). Предусматриваются целенаправленные наблюдения занятий, (в т.ч. открытые) , изучение документации, собеседования, анкетный опрос учащихся, родителей, педагогов, срезы ЗУН, других диагностических срезов. Разрабатываются критерии оценки изучаемых сторон деятельности, процесса, результатов.

Обработка полученной информации, анализ данных, выявление позитивного в практике работы школы,  негативных явлений и тенденций, вскрытие причин их проявления. Хорошо, если эта работа согласуется с планом мониторинга, внутришкольного контроля, поскольку позволяет не допускать перегрузки в отслеживании результатов работы отдельных педагогов, МО. Иначе говоря, выстраивается процедура анализа и оценки по системе выработанных  критериев.  

Заметим, что в  подготовке материалов к педсовету самое активное участие принимают методические объединения, члены школьных кафедр, созданные творческие, инициативные группы. При необходимости результаты обсуждаются в МО и др. малых группах.

2.2  Оформление итоговых материалов в справки, доклады, стенды, таблицы, диаграммы, выставки.

 Подготовка проекта постановления педсовета, как развернутого коллективного решения или целевой программы деятельности по корректировке образовательного процесса, условий, результатов. (При  подготовке проекта учитываются рекомендации педконсилиума, предложения малых групп).

Примерно за 7 -10 дней члены педсовета знакомятся с проектом постановления.

Этот этап завершается объявлением о педагогическом Совете, времени, форме и порядке его проведения.

III.  ЭТАП. Проведение заседания педсовета.

3.1. Председатель педсовета приветствует всех присутствующих, предлагает на утверждение повестку дня, порядок и регламент работы.

3.2. Ход педсовета, высказываемые суждения протоколируются. Задача председателя  -  создавать атмосферу доброжелательности, деловой мажорный настрой. (В  процессе подготовки и проведения педсовета нередко используются элементы деловой игры).

3.3. К заседанию целесообразно подготовить  материалы из опыта работы, в т.ч. и видеозаписи.

3.4. Завершается заседание педсовета принятием решения в котором  могут быть записаны  рекомендации, пожелания руководителям школы, кл. руководителям, МО, метод совету, Совету школы, педагогам, школьному психологу, медицинским и др. работникам, родительскому комитету, ученическим организациям. 

Председатель Совета подводит итог всей многогранной работе, (если, конечно, таковая велась по подготовке педсовета), отмечает тех, кто принимал наиболее активное участие, благодарит за инициативность. Вселяет уверенность в  возможность творческого выполнения принятого решения. Заметим , что это важнейший психологический момент. Надо, чтобы  члены совета уходили с чувством исполненного долга, с удовлетворенностью сделанным, с желанием и интересом к своему труду в дальнейшем.Протокол педсовета может вестись секретарем непосредственно на заседании в книге протоколов. Но поскольку этот документ длительного хранения (нередко по нему изучают историю школы), то целесообразнее на самом заседании вести черновые записи, а позже уточнить с выступающими смысл предложений, высказываний и записать "чистовой" вариант. Решение педсовета подписывают председатель Совета и секретарь.

IV. ЭТАП. Организация выполнения принятого педсоветом решения (постановления).

- постановление педсовета включает две составляющие: преамбулу, в которой констатируются основные итоговые выводы по обсуждаемому вопросу и само постановление   или решение.

- выписка из протокола педсовета (повестка дня и постановление) вывешивается в учительской или методкабинете.

- Выполнение решения ставится на внутри школьный контроль. Периодически ход выполнения заслушивается на совещаниях при директоре, заседаниях МО. Проводятся собеседования с отдельными классными руководителями, педагогами, др. участниками пед процесса.

На следующих заседаниях педсовета дается информация о сделанном, оценивается эффективность и, главное, действенность реализации предложений педсовета.

Таковы основные этапы деятельности педагогического Совета школы.

Итак, мы предлагаем конкретный опыт работы по подготовке и проведению педсоветов

Поиск по сайту
Время жизни сайта
Опрос
Что сегодня мешает учителю работать эффективно и качественно
Всего ответов: 148
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Праздники дня
Печать страницы

Copyright MyCorp © 2019